Удобрения пошли в рост
18.03.2009В январе производство минеральных удобрений наряду с большинством других отраслей переживало тяжелый спад. А в целом, как отметил аналитик ИК «Вестига» Дмиртий Конторщиков, в первые два месяца текущего года уровень загрузки мощностей на российский предприятиях по производству удобрений составил около 25-30%, что было связано с отсутствием спроса на мировом рынке, куда поступает 90% производимой в России продукции.
Так, один из крупнейших производителей — мурманский «Апатит» в январе снизил выработку апатитового концентрата на 50%, до 130 тысяч тонн (в пересчете — на 39,4% P2O5) по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Еще хуже складывалось положение на других предприятиях, многие из которых на протяжении ноября-января находились в вынужденном простое.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов уточнил, что хотя данных за февраль Росстат пока не сообщил, в январе в России было произведено 946 тысяч тонн удобрений, что составило 58,3% к январю 2008 года и 95,7% к декабрю 2008 года. Однако, по его мнению, положение производителей удобрений более или менее стабильно, потому что они имеют возможность компенсировать слабый внутренний спрос поставками на экспорт.
Внешний спрос действительно стал драйвером производства, и в последний зимний месяц производство минеральных удобрений начало нарастать; в марте этот процесс приобрел характер тенденции. После трехмесячного простоя, вызванного падением спроса на удобрения до нуля, промышленная группа «Фосфорит» недавно возобновила поставки в Белоруссию. К началу весеннего посевного сезона их объем составит примерно 100 тысяч тонн. «Фосфорит» принадлежит «Еврохиму», и еще 50 тысяч тонн аммиачной селитры будет поставлено в Белоруссию с принадлежащего ему новомосковского НАК «Азот»».
Стоит отметить, что всего в 2008 году «Еврохим» инвестировал 1,2 млрд. рублей в модернизацию производства и благодаря тому, что во время вынужденного простоя продолжала модернизацию своего производства, теперь имеет неплохие шансы договориться о поставках продукции с индийскими сельхозпроизводителями.
Оживление спроса на мировых рынках должно помочь увеличить зарубежные поставки и другим крупнейшим российским игрокам этого сектора. Как отметил Дмитрий Конторщиков, не так давно БКК (эксклюзивный дистрибьютор «Уралкалия» на зарубежных рынках) установил цену для бразильского рынка в 765 долларов за тонну хлористого калия, что хотя и ниже рекордных цен прошлого года на 25%, но все же значительно выше уровня рентабельности.
«Российская компания «Уралкалий» оперирует на внешнем рынке совместно с белорусским производителем «Беларуськалий», что создает дополнительные возможности влиять на цену на мировом рынке. В целом себестоимость производства удобрений в России является одной из самой низких в мире, что создает важнейшее конкурентное преимущество, — поясняет аналитик. — Правда, вопрос объема заказов до сих пор остается актуальным. Но в целом компания позитивно смотрит на собственные перспективы и планирует довести загрузку мощностей до 65% в ближайшее время. А на рынке азотных удобрений, где ведущие позиции занимает «Акрон», ситуация является более стабильной ввиду постоянного спроса со стороны Китая и Европы».
«Наши компании успешно конкурируют с производителями удобрений из других стран; с белорусскими компаниями эта конкуренция не такая жесткая, и мы даже сотрудничаем с ними. А вот с компаниями из других стран конкуренция вполне успешная, наши удобрения присутствуют на всех континентах планеты, где люди занимаются сельским хозяйством», — согласен Дмитрий Баранов.
Правда, ситуация не выглядит беспроблемной, если взглянуть на нее с точки зрения интересов российских потребителей удобрений. По мнению Дмитрия Баранова, объемы внутреннего потребления зависят, в первую очередь, от цен на удобрения. Если цены для аграриев приемлемые, то они закупают нужное им количество удобрений, если же нет — то стараются сэкономить и закупить минимально возможное количество. Поэтому финансирование сельского хозяйства, безусловно, влияет на объемы потребления удобрений, но так как расходов у аграриев слишком много, то для них главным определяющим фактором при закупке удобрений являются цены на них.
Ранее, говорит Баранов, между правительством и производителями была достигнута договорённость о том, что правительство с 1 февраля отменяет экспортную пошлину, а производители снижают внутренние цены на свою продукцию. Однако вскоре вице-премьер Виктор Зубков заявил, что пошлины будут возвращены, если производители минеральных удобрений до 1 марта не приведут цены на внутреннем рынке в соответствие с ранее достигнутыми договоренностями. Производители удобрений, в свою очередь, заявили, что по ряду позиций их цены более чем на 50% ниже согласованных с правительством. Однако аграрии в ответ заявили, что в январе некоторые минеральные удобрения подорожали почти на 30%.
По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), объем поставок российским аграриям в январе составил 295 тысяч тонн, что на 186% больше, чем в январе 2008 года. При этом в РАПУ отметили, что поставки удобрений осуществляются по ценам на 15-20% ниже тех, которые декларированы производителями в ноябре 2008 года на первое полугодие 2009 года (в соответствии с соглашением по удовлетворению потребностей сельхозпроизводителей России на 2008-2012 гг.). При этом, согласно данным Росстата, в январе цены на аммиачную селитру и хлористый калий были ниже утвержденных соглашением цен более чем на 50%.
«Учитывая, что пока никакой дополнительной информации не было, несмотря на то, что уже 16 марта, можно предположить, что правительство, сельхозпроизводители и агрохимики достигли некоего компромисса», — предположил Дмитрий Баранов.
«Вопрос стимулирования потребления на внутреннем рынке является скорее политическим: свои обязательства по снижению цен на удобрения производители выполнили, вопрос спроса со стороны сельского хозяйства — это вопрос размера помощи со стороны государства», — считает Дмитрий Конторщиков.
Финансовое положение российских производителей минеральных удобрений аналитики также оценивают достаточно позитивно. «Долговая нагрузка в секторе в целом невысокая. Несмотря на необходимость выплаты компенсаций по аварии «Уралкалий» располагает достаточным объемом денежных средств и вряд ли будет вынужден привлекать долговой капитал. Долговая нагрузка «Еврохима» составляет всего около 0,3 EBITDA, что является крайне низким показателем. Единственным предприятием, долговая нагрузка которого вызывает опасения, является «Акрон». Долг в размере 25 млрд рублей вынудит компанию либо привлекать государство в собственный капитал, либо рефинансировать задолженность на мировом рынке, что в настоящий момент крайне затруднительно», — заключил Дмитрий Конторщиков.
Источник: BFM.ru