В Латвии возможно производство заменителя нефти
27.01.2010Предпринята очередная попытка строительства в Латвии завода по производству фурфурола — вещества, фактически заменяющего нефть для многих отраслей. Один из авторов проекта — латвийский ученый Николай Ведерников, обладающий уникальным ноу-хау по получению “вещества будущего”.
В декабре прошлого года ООО LFK (Latvijas furfurola kompanija) объявило, что ищет инвесторов для создания в Ливаны завода по производству фурфурола. Это химическое вещество, используемое в самых разных отраслях промышленности, изготавливается из возобновляемого исходного материала (малоценная древесина, сельскохозяйственные отходы) и способно почти полностью заменить собой продукты нефтехимии.
На латвийском заводе планируется производить 5 тысяч тонн фурфурола в год, а также уксусную кислоту, теплоэнергию и другие побочные продукты. Как сообщил прессе руководитель LFK Кристс Бауманис, на создание завода и начало экспортной деятельности нужно 10,5 млн. латов. Строительство компания надеется начать в 2011 году, а в 2012-м — уже отправить первые партии продукта в страны ЕС.
На территории ЕС конкуренция среди аналогичных производителей пока невелика. Три европейских завода — в Австрии, Словении и Испании — производят только 2% фурфурола, необходимого мировой промышленности (а это 300 тысяч тонн в год). Или, как рассказал академик Николай Ведерников, изобретатель эффективного способа добычи фурфурола и совладелец компании, 7% от объема потребностей европейской промышленности.
Большую часть фурфурола в мире производит и потребляет Китай с его низкими производственными издержками. Однако латвийские предприниматели к своим конкурентным преимуществам причисляют ввозную пошлину, применяемую к фурфуролу из КНР Евросоюзом, несравнимо более привлекательные сроки доставки и удобство транспортировки, а также соответствующее запросам индустрии высокое качество продукта. В долгосрочной перспективе конкурентоспособность должны обеспечить патентованная технология производства, доступ к добываемому в Латвии сырью, а также стратегическое партнерство с главными покупателями на рынке ЕС.
Между тем если завод все-таки будет построен, перспективы у него уже сейчас хорошие, а в не очень далеком будущем он может оказаться и вовсе золотой жилой.
Фурфурол окрестили “веществом будущего” без особых преувеличений: это единственный используемый в промышленном органическом синтезе мономер, который получают не из нефти, а из растительного сырья, успешно конкурирующий с продуктами нефтехимии как сырье для получения полимеров. Проигрывает им фурфурол на данный момент только тем, что стоит дороже, но это может измениться в течение ближайших десятилетий.
Способность фурфурола заменить продукты нефтехимии уже привела к тому, что за последние 30 лет цена на него в мире выросла в пять раз. Особенно активно за работу с ним принялись после нефтяного кризиса 1973 года.
Промышленное производство фурфурола началось еще в 1922 году. Но разработанная Н.Ведерниковым технология открыла новые возможности, в том числе позволив более чем на 20% увеличить выход фурфурола из сырья.
Производство фурфурола параллельно может являться решением проблемы утилизации отходов деревообрабатывающей промышленности. В твердых породах дерева, как поясняет сотрудник Института химии древесины Ведерников, есть три основных составляющих: целлюлоза, пентозаны и лигнин. Последний в промышленности как химическое сырье пока не используется, а просто сжигается как топливо.
Из целлюлозы путем химобработки можно получать различные продукты, включая этанол, глюкозу и др. А из пентозанов получается только фурфурол. И если в хвойной древесине пентозанов лишь 5-6% и их можно утилизировать как отходы (как это и делают, например, скандинавские производители целлюлозы), то в лиственной — до 30%. На очистку сточных вод, в которые сливается такое количество органики, чтобы соблюсти правила защиты окружающей среды, предприятие должно тратить серьезные средства. Альтернатива — использовать пентозаны как сырье для производства фурфурола.
Сельскохозяйственные отходы (кукурузная кочерыжка, подсолнечная лузга, рисовая шелуха, багасса сахарного тростинка и др.), из которых также производится фурфурол, близки по составу к лиственной древесине. Учитывая, что, по словам Ведерникова, Китай сейчас производит около 70% всего фурфурола и использует для этого только кукурузную кочерыжку, она в данный момент является главным сырьем для его получения.
Почти всю химическую продукцию, производимую на основе нефти — синтетические материалы, пленки, смолы, краски, лаки, косметику, лекарственные препараты, можно делать из фурфурола. Например, наш фармацевтический завод в Олайне раньше производил четыре препарата нитрофуранового ряда для нужд всего Союза, в том числе известное многим антисептическое средство фурацилин. Но когда этот рынок пропал, то и выпуск такой продукции прекратился.
Пока же 60% производимого в мире фурфурола, как рассказал Ведерников, идет на получение смол, используемых для точного литья в автомобильной промышленности.
Несколько раз казалось, что мечта о заводе вот-вот воплотится.
В начале 1990-х Николай Ведерников с партнерами создал компанию Latfur. Будучи ведущим специалистом Союза по получению фурфурола, много практиковавшим на заводах по всему СССР, он нашел, откуда можно привезти в Латвию оборудование.
“Руководство одного завода в Узбекистане, который с развалом Союза был остановлен, готово было обменять свою аппаратуру на три микроавтобуса завода РАФ. Один “рафик” тогда стоил 7 тысяч долларов, то есть примерно за 20 тысяч они нам отдавали практически готовый цех. Другую часть оборудования договорились купить в Ленинграде за 40 тысяч долларов. То есть мы тогда могли за чепуховые по сути деньги построить завод”, — вспоминает изобретатель. Схема финансирования тоже сложилась: часть денег должна была вложить некая латвийская компания, еще часть в виде кредита был согласен выдать банк, оставшиеся средства собирались выделить инвесторы из Скандинавии. Но латвийскую фирму-инвестора кинули поставщики, она обанкротилась, и вся схема рухнула вместе с планами по обустройству завода.
Позднее, в 1999 году знаменитый предприниматель и бывший депутат Сейма, а по совместительству доктор химических наук Айвар Гунтис Крейтусс вместе с давнишним коллегой Николаем Ведерниковым учредили ООО Furans.
“Крейтусс тогда много выступал в прессе по поводу того, как он собирается запускать в Латвии хорошее производство и создавать рабочие места. Но как только попал в Рижскую думу, где, кстати, стал вице-мэром и отвечал за инвестиции, то о фурфуроле тут же забыл и занялся проектом Южного моста”, — констатирует бывший партнер политика.
Проектом также весьма активно интересовалась некая российская нефтяная компания. Но после многомесячных скитаний по кабинетам латвийских бюрократов оставила попытки выйти на европейский рынок.
Источник: Бизнес&Балтия
Обзоры по теме: