SPUNMELT- ГИГИЕНА: в ожидании переработчика
26.11.2009Еще совсем недавно в России не было собственного производства нетканых материалов «spunmelt» гигиенического назначения. Для компаний, выпускающих детские подгузники и женские гигиенические прокладки, импорт был единственным вариантом сырьевого обеспечения. Но в 2008-2009 гг. ситуация в корне поменялась: стартовали новые крупные проекты. Как это отразится на рынке? Какие перспективы сегодня открываются перед российскими производителями средств гигиены?
Spunmelt-проекты: рост предложения
Технология spunmelt появилась на российском рынке буквально год назад – с открытием (август 2008) в г. Узловая Тульской области завода израильской компании Avgol, одного из крупнейших поставщиков фильерных и комбинированных нетканых материалов гигиенического назначения. Новое предприятие мощностью 10 тыс. т/год создавалось с ориентацией именно на сегмент санитарно-гигиенической продукции (80% объема), в частности, на производство подгузников компании Procter & Gamble, находящееся неподалеку (в Новомосковске).
Примерно в это же время (сентябрь 2008) был запущен второй крупный spunmelt – проект – компании «Регент Нетканые Материалы» в Подольском районе Московской области. Как и в первом случае, оборудование мощностью 10 тыс. т/год было закуплено у немецкой фирмы Reifenhauser.
Затем, в 2009 г. состоялись пуски производств ЗАО «Полиматиз» и завода «Эластик», расположившихся в нижнекамском промузле, в непосредственной близости от «Нижнекамскнефтехима», потенциального поставщика полипропилена – сырья для spunmelt-материалов.
«Полиматиз», запустивший в июле 2009 первую линию итальянской SuperSpun – является сегодня лидером по уровню мощностей. В настоящее время распакована и готовится к пуску вторая аналогичная линия. Таким образом, суммарный объем выпуска на предприятии может достигать 20 тыс. т/год. Отличительной особенностью «Полиатиза» является то, что на этом оборудовании можно изготовлять четырехслойные материалы с двойным слоем фильерно-раздувного полотна (СММС). Кроме того, предприятие действует в рамках ОЭЗ «Алабуга», что обеспечивает ему определенные преимущества, в частности, налоговые льготы и возможность беспошлинного ввоза сырья.
Проект Завода «Эластик», предприятия, входящего в структуру «Татнефти», является самым молодым и на сегодняшний день самым технологически «продвинутым». Мощность линии, закупленной у немецкой фирмы Oerlikon Neumag, составляет 13 тыс. т/год spunmelt – материалов. Работа оборудования построена на основе новой технологии Ason, которая позволяет получать сверхтонкие волокна до 0,7 dtex при самой высокой производительности на балку. «Эластик», обладая наиболее совершенными фильерной и фильерно-раздувной технологиями, потенциально является производителем самых качественных полотен гигиенического назначения в стране.
Стоит упомянуть также белорусский проект «Сохима» (Светлогороского «Химволокна»), производство которого запущено в ноябре 2009. Мощность линии фирмы Reifenhauser составляет 5 тыс. т/год. Новый продукт будет выпускаться под маркой «Акваспан». Его уникальность заключается в технологии выпуска нетканого полотна, основанной на экструзии непрерывных тонких полипропиленовых нитей с последующим их гидро- или термоскреплением. Материал отличаются своей мягкостью, «хлопкоподобностью», прочностными характеристиками в продольном и поперечном направлениях. То есть по свойствам он близок к материалу из натуральных волокон…
Таким образом, говоря о российском предложении гигиенических spunmelt – материалов, суммарные мощности только 4-х новых производств, запущенных в 2008-2009 гг., составляют 53 тыс. т/год. Готов ли принять такие объемы рынок?
В борьбе за потребителя
Рынок spunmelt – материалов зависит от уровня развития производств средств гигиены (подгузников, женских прокладок) и спроса на них со стороны конечного потребителя. По оценкам аналитиков АКПР, потенциал данного рынка в России достаточно велик: 12, 6 млрд. шт. подгузников при фактическом потреблении 3,2 млрд. шт. в год. То есть в ближайшие годы рынок подгузников может вырасти в 4 раза. Причем, в большей степени спрос будет покрываться за счет создания в нашей стране новых производств гигиенических средств. И важную роль здесь играют проекты крупнейших компаний лидеров, таких как Procter & Gamble, Kimberly-Clark, SCA Hygiene Products. «Создавая» в России рынок, они готовы тратить крупные средства на рекламу, «воспитание» потребителя. Это, несомненно, найдет свое отражение на уровне спроса. А уже вслед за ними (как это обычно бывает), решив воспользоваться «плодами», придут другие игроки, более мелкие, создавая в регионах местные производства аналогичной гигиенической продукции (подгузников, прокладок), возможно, сходной по звучанию, но более низкой ценовой категории (например, технология «Здоровье», «Юникс»).
При этом на рынке средств гигиены происходит процесс импортозамещения. Лидеры открывают собственные производства в России, а доля импорта постепенно снижается. Так, по данным ФТС России, в 2005-2009 гг. она сократилась с 95% до 78% – в сфере потребления подгузников. Говоря о женских гигиенических прокладках, доля отечественной продукции здесь гораздо выше: в 2006-2008 гг. она выросла до 45%. С полной уверенностью можно констатировать, что процесс продолжится и дальше, тем более, что с созданием новых мощностей по spunmelt у их переработчика – производителя средств гигиены – появляются дополнительные стимулы для создания собственного производства.
Новые мощности по выпуску spunmelt – материалов, в свою очередь, открываются с расчетом на рост рынка средств гигиены. Продуценты spunmelt крайне заинтересованы в появлении новых производителей подгузников и прокладок. Дело в том, что даже с учетом роста рынка и новых проектов лидеров – Procter & Gamble, Kimberly-Clark, SCA Hygiene Products (первый уже имеет в России производство, а два другие – перспективные проекты) будет иметь место превышение предложения spunmelt над возможным спросом со стороны переработчиков (продуцентов подгузников и прокладок), если считать по установленных мощностей и перспективным проектам.
Судите сами. Если взять только 4 крупных spunmelt – проекта, рассмотренных выше («Авгол», «Регент», «Полиматиз», «Эластик»), их суммарные мощности уже составляют 53 тыс. т. А есть ведь еще и другие производства, менее крупные (например, «Щекинское химволокно» и «Котовский завод нетканых материалов») – см. таблицу…
Теперь об объемах потребления spunmelt-материалов с учетом перспективных проектов по выпуску подгузников и прокладок к 2012 г. Согласно расчетам АКПР, этот показатель составит ~26 тыс. т – по подгузникам и 10-15 тыс. т – по прокладкам. Таким образом, к 2012 потенциальный объем потребления spunmelt для производства средств гигиены не превысит 41 тыс. т. При этом уже сегодня суммарные мощности только «четверки» крупных проектов уже больше – 53 тыс. т… Это означает, что на рынке spunmelt-материалов гигиенического назначения ожидается жесткая конкурентная борьба. Игроки будут «биться» за потребителя (производителя прокладок/подгузников), предлагая ему по возможности все более выгодные условия. К тому же, уровнем загрузки сегодня никто из них похвастаться не может. Разве, что «Авгол», обеспечивающий «Проктер энд Гэмбл Новомосковск» – он работает примерно наполовину мощности, загрузка остальных – существенно ниже. До выхода на проектную мощность недавно пущенным производства – еще далеко.
Все приведенное выше говорит в пользу того, что каждый новый производитель средств гигиены будет встречаться российскими поставщиками spunmelt-материалов с распростертыми объятиями. На рынке есть и сырье, есть и потенциал спроса, кроме того, механизм «воспитания потребителя» уже запущен международными лидерами. Настало время небольших проектов в области производства средств гигиены.
Источник: Polymery.ru
Обзоры по теме:
- Обзор рынка полипропилена
- Полипропилен (PP). Обзор рынка 2009
- Полипропилен (PP) обзор рынка 2009 и прогноз 2010-2015
- Полипропилен. Обзор рынка Китая